Универсальный нанозонд для биомедицинских исследований и лечения рака: новая разработка сотрудников ЛНБИ опубликована в журнале Nanomaterials

Высокорейтинговый международный журнал Nanomaterials опубликовал статью сотрудников Лаборатории нано-биоинженерии (ЛНБИ) НИЯУ МИФИ в соавторстве с коллегами из российских и европейских научно-исследовательских центров, в которой описана их новая разработка — сверхминиатюрный зонд, предназначенный для доставки препаратов внутрь клеток (Linkov, P., Samokhvalov, P., Baryshnikova, M., Laronze-Cochard, M., Sapi, J., Karaulov, A., Nabiev, I.* Conjugates of Ultrasmall Quantum Dots and Acridine Derivatives as Prospective Nanoprobes for Intracellular Investigations. Nanomaterials, 2021, 11, 2160).

Адресная доставка лекарственных средств в определенные ткани или, лучше, определенные клетки — одно из наиболее бурно развивающихся направлений в лечении ряда болезней, прежде всего рака. Для проникновения в клетку зонд должен быть достаточно миниатюрным, а его поверхность должна иметь определенные физико-химические свойства. Кроме того, он должен быть как можно менее токсичен, чтобы не повредить здоровые клетки, а для изучения и моделирования процесса доставки нужно также, чтобы зонд можно было визуализировать в режиме реального времени.

Всем этим условиям удовлетворяет новый нанозонд, разработанный в ЛНБИ, который состоит из фотолюминесцентного нанокристалла «квантовой точки» (КТ) и прикрепленных к ее поверхности молекул производных акридина — препаратов, тормозящих клеточное деление. Размер нанозонда всего около 15 нм (т.е. на три порядка меньше клетки), яркая люминесценция КТ с узким спектром позволяет визуализировать его даже внутри организма, а специально подобранная оболочка КТ из полиэтиленгликоля с карбоксильными концевыми группами делает нанозонд биосовместимым и, как показали эксперименты, позволяет ему быстро приникать в клетки и накапливаться там.

Нанозонд универсален: технология его изготовления позволяет связывать с поверхностью КТ фармакологически активные вещества, а также распознающие молекулы для обеспечения адресной доставки. Новый нанозонд предназначен прежде всего для экспериментальных исследований при разработке инструментов адресной доставки противораковых препаратов. Однако, кроме того, он сам является прототипом такого инструмента, к которому нужно только прикрепить распознающие молекулы — такие наработки в ЛНБИ уже имеются.

Журнал Nanomaterials — высокорейтинговый междисциплинарный журнал с импакт-фактором более 5, входящий в первый квартиль рейтинга JCR в категории "Прикладная физика", который издается Международным институтом цифровых публикаций (MDPI) уже около четверти века.

Директор ЛНБИ по внешним связям: М. Г. Коренкова (MGKorenkova@mephi.ru)