Работа сотрудников ЛНБИ и ЛГФН НИЯУ МИФИ по созданию средств доставки лекарств — на страницах престижного журнала ACS Applied Materials & Interfaces.

Международный журнал ACS Applied Materials & Interfaces опубликовал работу сотрудников лабораторий нано-биоинженерии (ЛНБИ) и гибридных фотонных наноматериалов (ЛГФН) НИЯУ МИФИ совместно с коллегами из МФТИ, НМИЦ трансплантологии и искусственных органов и Сеченовского университета.

В статье Галины Нифонтовой, Виктора Кривенкова, Марии Звайгзне, Павла Самохвалова, Антона Ефимова, Ольги Агаповой, Игоря Агапова, Евгения Коростылева, Сергея Зарубина, Александра Караулова, Игоря Набиева и Алены Сухановой «Controlling Charge Transfer from Quantum Dots to Polyelectrolyte Layers Extends Prospective Applications of Magneto-Optical Microcapsules» представлены результаты исследования оптических свойств и структуры флуоресцентно-магнитных полиэлектролитных микрокапсул, меченных флуоресцентными полупроводниковыми нанокристаллами (квантовыми точками) и магнитными наночастицами.

Авторами установлено влияние фотоиндуцированных процессов переноса заряда и энергии на стабильность флуоресцентного сигнала микрокапсул. Показано, что при облучении светом видимого диапазона заряд ядер квантовых точек, находящихся в микроокружении полимеров-полиэлектролитов, может меняться, что приводит к изменению интенсивности их фотолюминесценции. Результаты экспериментов позволили разработать физическую модель фотоиндуцированных процессов переноса заряда, протекающих в оболочке полиэлектролитных микрокапсул, а также разработать метод управления этими процессами путем варьирования заряда поверхности полимерной оболочки. Эти результаты будут использованы при создании флуоресцентно-магнитных микрокапсул, пригодных для продолжительной визуализации и количественной оценки оптического сигнала, что позволит существенно расширить спектр применения микрокапсул для имиджинга и доставки лекарств.

ACS Applied Materials & Interfaces — высокорейтинговый журнал (импакт-фактор 8,8), издаваемым Американским химическим сообществом. Издание входит в первый квартиль лучших мировых журналов сразу по трем направлениям: «Науки о материалах» (36-я позиция среди 626 журналов), «Медицина» (92-й из 2754 журналов) и «Нанонауки и нанотехнология» (11-й из 84 журналов).

Старший научный сотрудник, к. фарм. н. Галина Нифонтова (galya.nif@yandex.ru, nifontovago@gmail.com)

Научный сотрудник, к.физ.-мат.н. Виктор Кривенков (vkrivenkov@list.ru)

Инженер-исследователь, аспирант, Мария Звайгзне (mariazvaigzne@gmail.com)

Лаборатория нано-биоинженерии (www.lnbe.mephi.ru)

Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ"

115409 Российская Федерация, Москва, Каширское шоссе, д. 31

Этапы формирования полимерной оболочки микрокапсул и ее мечения квантовыми точками и магнитными наночастицами (слева); изменения кинетики фотолюминисценции микрокапсул, содержащих в своей оболочке квантовые точки и магнитные наночастицы (в центре) при облучении, в зависимости от заряда их поверхности (справа).

Обозначения: Terminating polyelectrolytes — полиэлектролиты, формирующие внешний слой оболочки; Charged polyelectrolytes — заряженные полиэлектролиты; Magnetic NPs — магнитные наночастицы; QDs — квантовые точки (quantum dots); Calcium carbonate templates — ядра микрочастиц карбоната кальция; QD-, MNP-doped microcapsule — микрокапсула, меченная квантовыми точками и магнитными наночастицами; PL stability vs. design — стабильность флуоресценции в зависимости от дизайна микрокапсул; PL intensity — интенсивность флуоресценции; Surface charge — заряд поверхности; Time — время.